Контакты:

Освоение дисциплины Б1.О.10 «Современные проблемы кадастров» (далее – дисциплина) осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.04.02 «Землеустройство и кадастры» (далее – ФГОС ВО), утвержденного 11.08.2021г., приказ Минобрнауки России № 945, с учетом профессионального стандарта (шифр 10.001) утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2015 г. № 666н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере кадастрового учета".

Цель учебной дисциплины «Современные проблемы кадастров» заключается в теоретическом освоении основных разделов дисциплины, раскрытии содержания землеустройства и кадастра как объекта научного познания, ознакомления с их местом и ролью в решении вопросов социально-экономического развития территорий, управления земельными ресурсами, обозначить проблемы, имеющиеся в этой сфере на современном этапе.

К основным задачам изучения дисциплины относится подготовка обучающихся к выполнению следующих трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами:

Наименование профессиональных стандартов (ПС)

Код, наименование и

уровень квалификации ОТФ, на которые

ориентирована дисциплина

Код и наименование трудовых

функций, на которые ориентирована дисциплина

10.001 Специалист в сфере кадастрового учета

 

ОТФ А. Введение и развитие пространственных данных  кадастра недвижимости - 6

ТФ А/03.6 Проведение работ по внесению в ЕГРН сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, границах объектов землеустройства, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об особых экономических зонах

10.001 Специалист в сфере кадастрового учета

ОТФ В. Осуществление кадастрового учета объектов недвижимости- 6

ТФ В/01.6 Прием документов для оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

ТФ В/03.6 Предоставление сведений, внесенных  в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

Дисциплина «Современные проблемы кадастров» относится к базовой части (Б1.О.10) обязательных дисциплин подготовки студентов по направлению 21.04.02 Землеустройство и кадастры по направленности (профилю) подготовки «Кадастр недвижимости». Дисциплина изучается на 1-ом курсе в 1-м семестре.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы или 72 академических часов.

Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

 

Объём дисциплины

Всего часов

 

очная форма обучения

заочная формы обучения

очно-заочная

форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины

 

72

72

-

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)

24

6

-

Аудиторная работа (всего):

 

24

6

-

в т. числе:

 

 

 

-

Лекции

 

6

2

-

Семинары, практические занятия

 

18

4

-

Лабораторные работы

 

-

-

-

Курсовое проектирование

 

-

-

-

Самостоятельная работа обучающихся (всего**)

 

48

66

-

Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет / экзамен)

зачет

 

зачет

 

-

Дисциплина реализуется посредством проведения контактной работы с обучающимися (включая проведение текущего контроля успеваемости), самостоятельной работы обучающихся и промежуточной аттестации.

Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной информационно-образовательной среде университета (далее - ЭИОС). В случае проведения части контактной работы по дисциплине в ЭИОС (в соответствии с расписанием учебных занятий), трудоемкость контактной работы в ЭИОС эквивалентна аудиторной работе.

Содержание учебной дисциплины

Для очной формы обучения

Таблица 5.1 – Структура учебной дисциплины для очной формы обучения

Названия
содержательных разделов и тем учебной дисциплины

Количество часов

Очная

всего

в том числе

лек.

пр.

лаб.

инд.

СРС

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1. Введение в дисциплину. Теоретические вопросы ведения кадастров. Содержание понятий «кадастр». Единый государственный реестр недвижимости как составляющие элементы управления земельными ресурсами. Этапы развития института кадастра. Современная модель кадастра. Международный опыт

9

1

2

-

-

6

Тема 2. Система кадастровой информации. Понятие, характеристика и состав кадастровой информации. Понятие, содержание и основные характеристики информации, информационных технологий и информационного обеспечения ЕГРН. Формирование кадастровых баз и банков данных. Автоматизация процесса государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Понятие ЕГРН как информационного ресурса и система кадастровой информации. Способы представления, хранения и отображения информации в земельно-кадастровой системе. Направления использования кадастровой информации. Нормативно-технологическая база ведения ЕГРН на основе информационных технологий

9

1

2

-

-

6

Тема 3. Теоретические положения создания и функционирования информационных систем кадастров

Место ГИС в информационном обеспечение кадастра недвижимости. Цель и задачи разработки и применения ЗИС в кадастровых действиях. Принципы создания и функционирования информационных систем кадастра. Современные технологии создания информационных систем. Перспективные технологические направления развития системы кадастра

13

1

4

-

-

8

Тема 4. Современные технологии создание и ведения учетно-регистрационных систем.

Федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН): назначение, структура, функции. Выполнение кадастровых процедур с применением прикладных информационных систем. Электронные сервисы Росреестра (обзор, конкретные сведения, порядок получения и т.п.). Официальный сайт Росреестра в сети «Интернет» (портал услуг Росреестра): назначение, структура, состав информации. Электронные услуги и сервисы. Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online. Общедоступные сведения об объектах недвижимости. Публичная кадастровая карта. Государственные услуги, оказываемые Росреестром: перечень услуг, порядок и стоимость предоставления. Внутриведомственное и межведомственное информационное взаимодействие. Участники процесса, содержание и понятие. Информационное взаимодействие при ведении ЕГРН: порядок информационного взаимодействия с иными государственными или муниципальными информационными системами; формы представления информации в рамках организации информационного взаимодействия

13

1

4

-

-

8

Тема 5. Организационно-правовой механизм ведения кадастра. Информационное обеспечение кадастра.

Основы государственной политики по развитию земельного фонда. Правовые основы ведения ЕГРН. Судебная практика земельных споров. Федеральные информационные ресурсы. Информационные порталы. Проблемы информационного обеспечения по данным качественных характеристик земель. Тенденции развития информационного поля в рамках оценки ресурсного потенциала земель. Международный опыт

11

1

2

 

 

8

Тема 6. Система управления земельными ресурсами

Государственная политика по формированию системы управления земельными ресурсами

Формирование организационной структуры управления земельными ресурсами. Тенденции развития управления земельными ресурсами.

Международный опыт

13

1

4

 

 

8

Зачет

4

 

 

 

 

4

Итого в 1 семестре

72

6

18

 

 

48

 

Основными этапами формирования указанных компетенций при изучении студентами дисциплины являются последовательное изучение содержательно связанных между собой разделов (тем) учебных занятий. Изучение каждого раздела (темы) предполагает овладение студентами необходимыми компетенциями. Результат аттестации студентов на различных этапах   формирования компетенций показывает уровень освоения компетенций студентами. 

 

Таблица 5.2 – Структура учебной дисциплины для заочной формы обучения

 

Названия
содержательных разделов и тем учебной дисциплины

Количество часов

Очная

всего

в том числе

лек.

пр.

лаб.

инд.

СРС

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1. Введение в дисциплину. Теоретические вопросы ведения кадастров. Содержание понятий «кадастр». Единый государственный реестр недвижимости как составляющие элементы управления земельными ресурсами. Этапы развития института кадастра. Современная модель кадастра. Международный опыт

11

0,5

0,5

-

-

10

Тема 2. Система кадастровой информации. Понятие, характеристика и состав кадастровой информации. Понятие, содержание и основные характеристики информации, информационных технологий и информационного обеспечения ЕГРН. Формирование кадастровых баз и банков данных. Автоматизация процесса государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Понятие ЕГРН как информационного ресурса и система кадастровой информации. Способы представления, хранения и отображения информации в земельно-кадастровой системе. Направления использования кадастровой информации. Нормативно-технологическая база ведения ЕГРН на основе информационных технологий

11

0,5

0,5

-

-

10

Тема 3. Теоретические положения создания и функционирования информационных систем кадастров

Место ГИС в информационном обеспечение кадастра недвижимости. Цель и задачи разработки и применения ЗИС в кадастровых действиях. Принципы создания и функционирования информационных систем кадастра. Современные технологии создания информационных систем. Перспективные технологические направления развития системы кадастра

11

 

1

-

-

10

Тема 4. Современные технологии создание и ведения учетно-регистрационных систем.

Федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН): назначение, структура, функции. Выполнение кадастровых процедур с применением прикладных информационных систем. Электронные сервисы Росреестра (обзор, конкретные сведения, порядок получения и т.п.). Официальный сайт Росреестра в сети «Интернет» (портал услуг Росреестра): назначение, структура, состав информации. Электронные услуги и сервисы. Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online. Общедоступные сведения об объектах недвижимости. Публичная кадастровая карта. Государственные услуги, оказываемые Росреестром: перечень услуг, порядок и стоимость предоставления. Внутриведомственное и межведомственное информационное взаимодействие. Участники процесса, содержание и понятие. Информационное взаимодействие при ведении ЕГРН: порядок информационного взаимодействия с иными государственными или муниципальными информационными системами; формы представления информации в рамках организации информационного взаимодействия

11

 

1

-

-

10

Тема 5. Организационно-правовой механизм ведения кадастра. Информационное обеспечение кадастра.

Основы государственной политики по развитию земельного фонда. Правовые основы ведения ЕГРН. Судебная практика земельных споров. Федеральные информационные ресурсы. Информационные порталы. Проблемы информационного обеспечения по данным качественных характеристик земель. Тенденции развития информационного поля в рамках оценки ресурсного потенциала земель. Международный опыт

11

1

 

 

 

10

Тема 6. Система управления земельными ресурсами

Государственная политика по формированию системы управления земельными ресурсами

Формирование организационной структуры управления земельными ресурсами. Тенденции развития управления земельными ресурсами.

Международный опыт

11

 

1

 

 

10

Зачет

6

 

 

 

 

6

Итого в 1 семестре

72

2

4

 

 

66

 Дисциплина реализуется посредством проведения контактной работы с обучающимися (включая проведение текущего контроля успеваемости), самостоятельной работы обучающихся и промежуточной аттестации.

Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной информационно-образовательной среде университета (далее - ЭИОС). В случае проведения части контактной работы по дисциплине в ЭИОС (в соответствии с расписанием учебных занятий), трудоемкость контактной работа в ЭИОС эквивалентна аудиторной работе.

При проведении учебных занятий по дисциплине обеспечивается развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплины в форме курса, составленного на основе результатов научных исследований, проводимых университетом, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

-    балльно-рейтинговая технология оценивания;

-    электронное обучение;

-    проблемное обучение;

-    разбор конкретных ситуаций.

Для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенции по дисциплине применяется балльно-рейтинговая система контроля и оценки успеваемости студентов. В основу балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости. Максимальное количество баллов в семестре – 100.

По итогам текущей успеваемости студенту может быть выставлена оценка по промежуточной аттестации в соответствии за набранными за семестр баллами. Студентам, набравшим в ходе текущего контроля успеваемости по дисциплине от 61 до 100 баллов и выполнившим все обязательные виды запланированных учебных занятий, по решению преподавателя без прохождения промежуточной аттестации может быть выставлена оценка в соответствии со шкалой оценки результатов освоения дисциплины.

Результат обучения считается сформированным (повышенный уровень), если теоретическое содержание курса освоено полностью; при устных собеседованиях студент исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает учебный материал; свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами заданий, требующих применения знаний, использует в ответе дополнительный материал; все предусмотренные рабочей учебной программой задания выполнены в соответствии с установленными требованиями, студент способен анализировать полученные результаты; проявляет самостоятельность при выполнении заданий, качество их выполнения оценено числом баллов от 86 до 100, что соответствует повышенному уровню сформированности результатов обучения.

Результат обучения считается сформированным (пороговый уровень), если теоретическое содержание курса освоено полностью; при устных собеседованиях студент последовательно, четко и логически стройно излагает учебный материал; справляется с задачами, вопросами и другими видами заданий, требующих применения знаний; все предусмотренные рабочей учебной программой задания выполнены в соответствии с установленными требованиями, студент способен анализировать полученные результаты; проявляет самостоятельность при выполнении заданий, качество их выполнения оценено числом баллов от 61 до 85,9, что соответствует пороговому уровню сформированности результатов обучения.

Результат обучения считается несформированным, если студент при выполнении заданий не демонстрирует знаний учебного материала, допускает ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет задания, не демонстрирует необходимых умений, качество выполненных заданий не соответствует установленным требованиям, качество их выполнения оценено числом баллов ниже 61, что соответствует до порогового уровня.

 Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов тематического плана. В ходе лекционных занятий раскрываются базовые вопросы в рамках каждой темы дисциплины (модуля). Обозначаются ключевые аспекты тем, а также делаются акценты на наиболее сложные и важные положения изучаемого материала. Материалы лекций являются опорной основой для подготовки обучающихся к практическим занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы, а также к мероприятиям текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине.

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Возможно ведение конспекта лекций в виде интеллект-карт.

Практические (семинарские) занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях.

Практические (семинарские) занятия обучающихся обеспечивают:

- проверку и уточнение знаний, полученных на лекциях;

- получение умений и навыков составления докладов и сообщений, обсуждения вопросов по учебному материалу дисциплины;

- подведение итогов занятий по рейтинговой системе, согласно технологической карте дисциплины.

Самостоятельная работа обеспечивает подготовку обучающегося к аудиторным занятиям и мероприятиям текущего контроля и промежуточной аттестации по изучаемой дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности обучающегося на занятиях и в качестве выполненных практических заданий и других форм текущего контроля.

При выполнении заданий для самостоятельной работы рекомендуется проработка материалов лекций по каждой пройденной теме, а также изучение рекомендуемой литературы, представленной в Разделе 8.

В процессе самостоятельной работы при изучении дисциплины студенты могут использовать в специализированных аудиториях для самостоятельной работы компьютеры,  обеспечивающему доступ к программному обеспечению, необходимому для изучения дисциплины, а также доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» к электронной информационно-образовательной среде университета (ЭИОС) и электронной библиотечной системе (ЭБС), где в электронном виде располагаются учебные и учебно-методические материалы, которые могут быть использованы для самостоятельной работы при изучении дисциплины.

Для обучающихся по заочной форме обучения самостоятельная работа является основным видом учебной деятельности.